Журнал “Крестьянка” и феминизм

Равноправие сельской женщины, путём вовлечения её в трудовую деятельность в 20-е годы проходило сложно — она и так трудилась наравне с мужчинами. Крестьянка выполняла «мужской труд» и «женские тяготы» по хозяйству и уходу за детьми: «Ты работала, а решал всё он, хозяин, — твой муж, отец, брат. Смиренно, как что-то нужное, несла ты и побои, и пьяную брань».

Медленно стала крестьянка привыкать к тому что женщина, «баба» мужику ровня, что она не рабочая скотина, а строительница жизни, наравне с ним. Счёт мужскому полу предъявлялся серьёзный: рукоприкладство, пьянство, непосильная работа, превращение в «рабынь». А чем баба хуже? Противопоставляется этой тяжкой доле такое наблюдение «поумневшей бабы»: «Мужики дерутся вроде бы меньше, мой-то кобель, так бывало, наскакивает, так и наскакивает, а теперь нет. Я сама скалку в руки, смотри, так вот и тресну!». Обо всём этом и печаталось в журнале «Крестьянка», но однако он создавал иллюзию, что везде бабы поднимаются, по «новой дорожке идут», нужно им только не бояться и включиться в борьбу за новую долю. Так по рассказам в «Крестьянке», мужики присмирели перед угрозой скалки и женотдела. В реальности же изменения происходили очень медленно, были случаи убийства «бунтовавших» женщин их мужьями. Какой путь предлагал журнал читательницам? Стать делегатками, председательницами сельсоветов, записаться в кружок ликбеза, ехать в город учиться.

«….Крестьянка, без тебя хозяйство не восстановить! Везде ты нужна: и в кооперации, и совете… везде ты своим словом можешь и должна сказать и про нужды хозяйства, и про свои „бабьи нужды“, и про нужды ребят твоих». Журнал в 20-е годы обращается ко всем крестьянкам, не делит их на «кулачек», «середнячек», «беднячек».

Колхозницы, батрачки,
беднячки и середнячки —
Чтоб крепла колхозная ваша семья
Читай журнал свой «Крестьянка».

Но одной из важных проблем женщин сёл и деревень являлось то, что они бедны и не могли собрать деньги на подписку журнала даже вскладчину, поэтому писали в редакцию о том, чтобы им выслали его бесплатно. Редакция отвечала: «Пишите нам о своей жизни и работе и за это будете получать журнал».За опубликованные заметки читательниц «Крестьянка» платила им гонорар.

В 30-е годы в «Крестьянке» стали печатать советы по уходу за собой, кулинарные рецепты, выкройки модных платьев. В это десятилетие на обложки журнала стали помещать модные коллажи без подписи автора. В №3 за 1935 год член президиума II Всесоюзного съезда колхозников-ударников Т. Шаповалова призналась: «Я теперь хозяйка, кухаркой была до 1923 года, а теперь в Кремле дела вершу вместе с партией».

В 1972 году журнал «Крестьянка» награждён орденом Ленина.

На страницах журнала выступали М. И. Калинин, Н. К. Крупская, М. И. Ульянова, А. И. Ульянова-Елизарова, А. В. Луначарский, для него писали Демьян Бедный, Максим Горький, А. С. Серафимович, А. Т. Твардовский и другие именитые писатели.

В годы войны «Крестьянка», не регулярно, но продолжала выходить. А в 50-е в журнале появились репродукции картин известных художников: читательницы вырезали красивые иллюстрации, украшали ими стены. В 60-х на обложках издания стали появляться не только доярки и трактористки, но и более «смелые» персонажи – к примеру, жительница Чукотки с томиком Ленина в руках. В 70-е «Крестьянка» стала по-настоящему модной: в ней появились фотографии моделей в ярких костюмах, романтичные блузах, стильных рубашках мужского покроя. Ну а в 80-х редакция уже вовсю экспериментировала: например, на одной из обложек появилась фотография невесты в подвенечном платье, сидящей в чистом поле и жующей арбуз – так редакция проиллюстрировала центральный материал номера «Не отодвигайте молодых в конец очереди».

Добавить комментарий